Правило Лучникова № 7: Не вокруг тебя Земля вертится

Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения с реальными именами, псевдонимами и названиями являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Текст: Александр Наковальня

Седьмое из рассматриваемых нами правил организации работы редакции и журналиста считается одним из наиболее трудных для понимания и тем более исполнения. Напомним, что правила эти были составлены Андреем Лучниковым (в миру – Валерий Ковбасюк) в бытность его главным редактором созданной им же «Городской газеты» (не путать с нынешним изданием, которое принадлежит ОАО «Уралкалий»).

Опыт создания такой газеты в Березниках, без преувеличения отметим, был новым и рискованным. Во-первых, газета была создана как ежедневная (или «почти ежедневная» - четыре раза в неделю, при тогда ещё живом и конкурентспособном «Березниковском рабочем»), во-вторых, не имела сколько-нибудь стабильного источника финансирования, первоначальным капиталом стал небольшой банковский кредит. Однако в таком, ежедневном, варианте издание просуществовало четыре года под руководством Андрея Лучникова и ещё год без него. И, соответственно, Правила Лучникова, по которым газета работала, имеют вполне практическую ценность.

Итак, правило № 7 сформулировано таким образом:
Земля вертится, но не вокруг тебя.
Это значит - мы работаем для читателя. А собственное любопытство удовлетворяй в свободное от работы время и самовыражением занимайся в свободное время.
Примечание: А у тебя есть свободное время? Взгляни-ка в свой план.

Сложность здесь заключается отнюдь не в коперниканско-галилейской афористичности. Здесь речь идёт о главной трудности нашего ремесла и самом характерном его отличии от других ремёсел – об эгоистичном индивидуализме. Без которого журналистика невозможна. Который в журналистике необходим. И который нужно постоянно преодолевать. О котором нужно всегда помнить, чтобы его забыть.

Журналист – это индивид. Он всё делает своими мозгами. И, соответственно, никогда журналист не может отвлечься от собственного восприятия действительности. И, когда журналист эту действительность пересказывает, перепоказывает своим потребителям, он это делает через себя, он становится глазами и ушами читателя. В этом смысле журналистика никогда не может быть «объективной». Просто потому, что в грамотном, научном понимании «объективная реальность – это то, что существует до, вне и независимо от нашего сознания». А журналистика вне сознания самого журналиста невозможна. Поэтому невозможна и «объективная журналистика».

Любимое в нашей Школе сравнение журналистики с хлебопекарством или любым бизнеса в данном случае даёт сбой. Для того, чтобы испечь качественный хлеб вполне достаточно соблюдать определённые рецепты, температуру печи и проделывать определённый, заранее известный набор движений. Независимо от настроения и представлений пекаря о правильности тех рецептов и температур. То же можно сказать едва ли не о любом другом виде человеческой деятельности, любом бизнесе, чьё конечное назначение предоставлять другим людям некие блага – хоть и торговать хлористым калием на мировом рынке.

В журналистике многое зависит и от самого журналиста. От того, что он думает и как чувствует. Он становится своего рода линзой, через которую преломляются лучи информации, прежде чем дойти до читателя. Прошу прощения за банальность, без души журналистика просто не происходит, какого бы качества ни была та душа.

Более того, именно это во многих случаях очень ценится потребителями, по этому читатель отличает журналистскую работу, принимает или отвергает её. Причём нередко отношение самого журналиста к распространяемой им информации не требуется даже высказывать прямо, оно чувствуется.

В этом смысле журналистика становится близка искусству и велик соблазн эту тонкую грань перешагнуть. Ощутить себя творцом, явить миру свою индивидуальность. САМОВЫРАЗИТЬСЯ!

И это будет ошибкой. Здесь необходимо, извините за уличное арго, обломаться. Мы делаем бизнес, и ваше самовыражение, на самом деле, никому не нужно. Много времени пройдёт, прежде чем сама личность журналиста станет интересной читателям и зрителям, и то лишь небольшой кучке фанатов. В конечном счёте потребителю важна всё-таки информация. Которую вы передаёте.

Несмотря на близость (в указанном смысле) журналистики искусству, наши ремёсла отличаются в главном – искусство создаёт, а журналистика передаёт. Образы Платона Коротаева в «Войне и мире», улыбку Джоконды, спецэффекты «Аватара» - искусство творит, образует новые явления в нашей объективной реальности. А журналистика призвана не создавать новые явления, а рассказывать о них, показывать их. С максимальной достоверностью, не превышая, так сказать, полномочий.

Даже аналитическая журналистика, журналистские комментарии к событиям, в основе, которых, кажется, лежит «то, что я думаю об этом», является в конечном счёте лишь передачей информации. Она не изобретает новых правил логики или принципов сопоставления фактов, а лишь в соответствии с той логикой выстраивает факты, сопоставляет их и выдаёт на-гора факт, который получается в результате. Выдаёт результат размышлений журналиста, но этим результатом может быть именно факт, а не что-то другое. Поэтому, кстати, аналитическая журналистика в действительности сложна и лишь немногие достигают должного качества на этой стезе.

Причём критерием качества здесь также оказывается не оценка коллег или собственного начальства, или даже компетентного жюри журналистских конкурсов, а исключительно мнение читателей, потребителей. Конечно, ты сам можешь продолжать себя считать великим аналитиком и клепать аналитическую статью одна за одной, но… Не вокруг тебя Земля вертится, то, что считаешь о себе ты, кем ты сам себя видишь – неважно. Важно, как воспринимают и оценивают тебя твои читатели, твои конечные потребители.

А им нужен не ты. Им нужна ин-фор-ма-ция. Поэтому утрись, обломайся, делай СВОЮ работу и будет тебе счастье.

Ровно то же можно сказать и о любопытстве, без которого невозможна профессиональная журналистика. Важно помнить, что сам журналист может интересоваться всем, чем угодно, но помнить журналист должен о том, что он не свою жажду знаний, недополученным в средней школе, утоляет. Журналист должен удовлетворить любопытство своих читателей. Которым могут быть совсем неинтересны свадебные обряды жителей острова Пасхи, а очень любопытны брачные игры в какой-нибудь городской администрации. Или наоборот. Тут всё зависит от качества самих читателей, которое журналист просто обязан знать и понимать. Великая удача, конечно, когда качество журналиста и его потребителей совпадают, и любопытство у них одинаковое. Но так бывает далеко не всегда, можно сказать, что очень редко (мы ведь говорили уже о том, как важно выбрать для себя издание, которое соответствует вашим собственным вкусам и склонностям?).

Поэтому утрись, обломайся и делай свою РАБОТУ. Если ты работаешь в «Футбольном вестнике», забудь про свою любовь к макраме. Или, по крайней мере, сделай так, чтобы твоя – безусловно заслуживающая уважения любовь к макраме – помогала удовлетворять интересы любителей футбола, но ни в коем случае не заменяй ею футбол. Или увольняйся из «Футбольного вестника» и устройся обозревателем в газету для макрамистов.

А-а-а-а, в «Футбольном вестнике» хорошие гонорары, а в газете макрамистов вакансий не предвидится и через пять лет? Ну извините, никто не обязан оплачивать удовлетворение Вашего любопытства, мы сами деньги получаем за то, что удовлетворяем чужое любопытство. Мы делаем бизнес. Может, Вам стоит поискать другую работу?


Автор – специальный обозреватель "Иной газеты – Город Березники"

Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


концепция

Школа Лучникова